Установка гбо на ваз 2121

У многих (судя по форумам и статьям) вопрос газификации Нивы начинается с вопроса: А оно мне надо или нет. Если надо – куда ставить баллон? Ну и прочие вытекающие вопросы.

Мой вариант был проще. Приобретая Ниву вместо имевшейся на тот момент ВАЗ-2101 1972 года выпуска (которая ранее была на газу, но потом он был убран в силу многих обстоятельств), я уже знал, что на Ниве будет газ, баллон будет находиться под днищем вместо глушителя. Оставались мелочи – купить Ниву и поставить газ.

Нива бралась исключительно для выездов на рыбалку и охоту (для других поездок имеется Ланос), так что терять место и в без того маленьком багажнике я просто не мог себе позволить.

Итак, сей девайс ВАЗ-2121 1989 года выпуска в конце концов был приобретен. Для установки ГБО, как оказалось необходимо всего пару вещей:
1. Желание
2. Деньги
3. Инструмент и материалы.

Как ни странно, на тот момент все оказалось в наличии: желания хоть отбавляй, деньги, необходимые на приобретение ГБО, нашлись, инструмент тоже вроде как есть, осталось сделать подвес баллона и кое-какие мелочи, причем желательно из того, что есть в гараже под рукой (к счастью, металла было предостаточно + остатки от изготовления металлической лестницы на 2-й этаж).

Итак, была приобретена ГБО Ловато (заказывал через инет, все про все порядка 1400 грн), газовый баллон 50 л оставался с бывшей копейки, так что оставалась на первый взгляд ерунда – подвесить все куда надо, и – вперед!

Но, как оказалось, делается не все быстро и самой большой проблемой было именно правильно и нормально закрепить баллон под днищем приобретенного вездехода (изначально все же была попытка установить ГБО на сервисе, но когда увидел их работу и качество крепления баллона – эта идея очень быстро ушла в небытие, такой хамской работы я еще не видел, хотя вроде и сам небольшой специалист по металлу).

Долго описывать полет мыслей при проектировании крепления не буду (хотя времени на размышления ушло очень много – и основная цель, побудившая меня все таки сесть и потратить время на написание этой статьи – потенциально избавить Вас от этого), скажу одно: основой идеи послужила статья от пользователя PovIpet и установленное ГБО у знакомого нивовода Annik64. Перенос глушителя сделан практически так, как описано в статьях от Жоры с применением резонатора от М-2141, только без сварочных работ все же не обошлось (необходимо было укоротить штаны и сделать крепления под резонатор). Идеи были адаптированы под то, что имелось под рукой, в результате имеем Нивку, работающую на двух видах топлива.

Как говорится, начнем с начала. Понадобилось из материалов – метр швеллера 50х50х50, металлическая полоса, кусок швеллера для изготовления крепежа, лист металла, болты крепления, кусок старого диэлектрического коврика, грунтовка (не помню – вроде пару баллонов) и краска черная (тоже 2-3 баллона).

Инструмент – дрель, сверлилка (под большое сверло), болгарка маленькая, болгарка большая (в принципе можно управиться любой одной – но две удобнее), сварочный аппарат (при отсутствии можно просто сходить с заготовками до ближайшего сварочного поста), соответственно, диски на болгарку (отрезные, шлифовальные), щетки на болгарку (для зачистки металла), плашка (удлинение резьбы на длинных болтах), тиски, нож, циркуль, ну и набор ключей.

В качестве лирического отступления – если руки растут нестандартно, или две левые/правые, или же сотрясение мозга не грозит по причине отсутствия такого – на этом месте статью читать перестаем.

Основой крепления баллона послужил швеллер 50х50х50 длиной примерно 50 см (после сборки рамы крепления длину необходимо будет подогнать на месте):

2121 001 - Установка гбо на ваз 2121 2121 002 - Установка гбо на ваз 2121

Отверстия я высверливал по предварительно прочерченной линии с помощью циркуля (как оказалось в дальнейшем – рассверливать было совершенно необязательно, с помощью маленькой болгарки без проблем можно сразу вырезать необходимый контур). Если все же решите предварительно рассверлить – не забывайте про машинное масло для сверла, дабы не спалить его.

Для разметки швеллера использовал вот такое приспособление (деревянный брусок служит основой для циркуля, не забываем, что диаметр на заготовке должен немного превышать диаметр баллона для установки резиновых прокладок):

2121 003 - Установка гбо на ваз 2121 2121 004 - Установка гбо на ваз 2121

В итоге имеем вот такое страшноватое изделие:

2121 005 - Установка гбо на ваз 2121 2121 006 - Установка гбо на ваз 2121

Не пугаемся, с помощью шлифовального круга убираем все неровности, периодически примеряя заготовку на баллон:

2121 007 - Установка гбо на ваз 2121

Когда заготовки подогнаны, имеем:

2121 008 - Установка гбо на ваз 2121 2121 009 - Установка гбо на ваз 2121
2121 010 - Установка гбо на ваз 2121

Далее пошел процесс творческий мучений – как же сделать само крепление. К счастью, на глаза попался кусок швеллера, оставшийся от основания лестницы:

2121 011 - Установка гбо на ваз 2121

Вот из него и было решено сделать основные крепления – нарезаем четыре части, свободно садящиеся в наше основание:

2121 012 - Установка гбо на ваз 2121 2121 013 - Установка гбо на ваз 2121
2121 014 - Установка гбо на ваз 2121

Примеряемся к баллону:

2121 015 - Установка гбо на ваз 2121 2121 016 - Установка гбо на ваз 2121

Зачищаем образцы с помощью болгарки с насаженной щеткой по металлу, просверливаем отверстие под имеющиеся болты. Лично я просверливал отверстия в два этапа – небольшим сверлом, затем сверлилкой выходил на нужный диаметр:

2121 017 - Установка гбо на ваз 2121 2121 018 - Установка гбо на ваз 2121

Теперь прикидываем это все на основу вместе с баллоном:

2121 019 - Установка гбо на ваз 2121 2121 020 - Установка гбо на ваз 2121
2121 021 - Установка гбо на ваз 2121 2121 022 - Установка гбо на ваз 2121
2121 023 - Установка гбо на ваз 2121

Прокладки изготовлены из б/у диэлектрического коврика. Как видно на последней картинке, на большом болту явно не хватает резьбы. Недостаток был устранен с помощью тисков и плашки в течении 15 минут (хоть и всего два болта, но времени пришлось потратить на прогон плашки туда-обратно).

Из листа металла вырезаем две полосы для усиления всей конструкции в багажнике и с помощью болгарки с насаженной щеткой зачищаем все изделия.

Хомуты изготовлены из металлической полосы. К сожалению, во время изготовления хомутов фотоаппарат забыл дома, но с картинок все должно быть понятно и так. К полосе металла привариваем заготовленный заранее уголок, прикручиваем уголок с полосой к одной стороне, выгибаем полосу по контуру баллона. Далее отмечаем необходимую длину (обязательно оставлять просвет для подтяжки баллона), откручиваем полосу, обрезаем и привариваем второй уголок на другой стороне полосы. И так два раза:

2121 024 - Установка гбо на ваз 2121 2121 025 - Установка гбо на ваз 2121
2121 026 - Установка гбо на ваз 2121 2121 027 - Установка гбо на ваз 2121
2121 028 - Установка гбо на ваз 2121 2121 029 - Установка гбо на ваз 2121

На этой фотографии видно, что швеллер к основанию не только прикручен, но и проварен. Сварка в данном случае большой необходимости не имеет и необязательна, крепление и так довольно надежное, но – мне так захотелось:

2121 030 - Установка гбо на ваз 2121 2121 031 - Установка гбо на ваз 2121
2121 032 - Установка гбо на ваз 2121 2121 033 - Установка гбо на ваз 2121
2121 034 - Установка гбо на ваз 2121

Может, конечно, количество фотографий излишнее, но иногда (знаю по себе) не хватает ракурсов, что полностью понять картинку, ну и самое главное – из большего всегда можно сделать меньшее, так что кому не так – лишние картинки удаляем.

Далее приступаем к облагораживанию данного проекта – изначально грунтуем все металлические изделия, затем покрываем в два слоя черной краской (баллон после подгонки был пройден третьим слоем). Баллон в красном цвете оставлять не захотел – не очень эстетично смотрится. Листы в багажник только погрунтованы – в покраске смысла не увидел, их и так не видно. Да, еще одно – из-за обильного наличия металла листы сделаны довольно большие, на самом деле их можно было делать намного уже:

2121 035 - Установка гбо на ваз 2121 2121 036 - Установка гбо на ваз 2121

Теперь крепим заготовку под днище авто (глушитель перенесен ранее – фотки в конце):

2121 037 - Установка гбо на ваз 2121 2121 038 - Установка гбо на ваз 2121
2121 039 - Установка гбо на ваз 2121

Как писалось ранее, заготовки необходимо подгонять по месту (обрезать лишнее). Да, совсем забыл – листы усиления в багажнике:

Читайте также:  Чистка сапуна ваз 2110

2121 040 - Установка гбо на ваз 2121

Баллон ставил сам, но использовал не веревки, а УАЗовский домкрат:

2121 041 - Установка гбо на ваз 2121 2121 042 - Установка гбо на ваз 2121

Немного фоток по теме переноса глушителя:

2121 043 - Установка гбо на ваз 2121

Справа – резонатор М-2141 – слева труба штатного глушителя (сам конец глушителя обрезан – при установке Вы увидите, где лишнее):

2121 044 - Установка гбо на ваз 2121

Слева – резонатор М-2141, надетый на укороченные родные штаны:

2121 045 - Установка гбо на ваз 2121

Это место укорочения штанов (вырезан прямой кусок и на место вварена часть с изгибом):

2121 046 - Установка гбо на ваз 2121

Новые крепления для резонатора:

2121 047 - Установка гбо на ваз 2121

Теперь поговорим об установке самой ГБО. Фотографий очень мало, да и вряд ли их много надо.

ВЗУ было решено установить в бампере авто, хотя если бы знал сразу, что будет столько мороки, наверное просто прикрутил бы к бамперу, и все (хотя вопрос очень даже спорный).

Расходная магистраль саморезами не крепилась – была протянута и закреплена в штатные крепления тормозных трубок и бензопровода, так как места там вполне предостаточно.

Одной из проблем было вывести проводку под капот. Если выводить в штатное отверстие под капотом со стороны руля – длины кабеля не хватало, поэтому кабель был выведен через бардачок (там имелось отверстие, диаметр которого было необходимо немного увеличить, и во избежание протирания кабеля вставил пластмассовую втулку). При таком подходе длины штатного жгута хватило на УРА.

Далее, над чем много потерял времени – установка редуктора. Уж очень хотелось установить его вертикально, но как бы негде. В некоторых Нивах на правом брызговике есть "Домик" для бачка омывателя фар – вот там бы и в самый раз. Но за отсутствием такового пришлось "сваять" подобие этого домика, где расположился редуктор и, кстати, сам не ожидал – вполне удачно сел газовый клапан:

2121 053 - Установка гбо на ваз 2121

2121 049 - Установка гбо на ваз 2121 2121 050 - Установка гбо на ваз 2121
2121 051 - Установка гбо на ваз 2121 2121 052 - Установка гбо на ваз 2121

Переключатель газ/бензин – на любое свободное место стандартного переключателя.

Запитываем ГБО (красный провод с предохранителем) от 15-го контакта регулятора напряжения (находится на правом брызговике, там появляется "+" только при включенном зажигании, что нам и нужно). Остальное все согласно схемы включения. Если сам не в курсе – лучше пригласи электрика или электронщика, работы с обжимом и пропайкой контактов максимум на полчаса. Не ленимся – покупаем клеммы в любом радиомагазине и оконечиваем все концы жгута ГБО (минимум – хороший обжим, максимум – предварительно залудить и пропаять), будет надежней и проще в обслуживании.

Настройка ГБО не описываю – сам спец невеликий и все приемы брал с инета, хотя на первый раз можно заехать на станцию (у нас цена вопроса 10 грн).

Ну вот вроде бы и все, если кому что-то непонятно – ivolkov@ukrpost.ua.

P. S. После установки и начала эксплуатации ГБО обнаружил еще очень приятную мелочь – в сильные морозы пуск двигателя теперь без проблем.
Пуск двигателя зимой с помощью ГБО.

Как известно, при минусовой температуре эксплуатация ГБО имеет свои проблемы: на холодную работа редуктора крайне нежелательна, так как это может привести к выходу мембраны из строя.

Но. Я заметил одну интересную вещь – на газу завести холодную машину намного проще, чем на бензине (на бензине если что пошло не так – залил свечи, газ свечи не зальет, и в отличие от холодного бензина газ попадает в цилиндры имея не жидкую, а газообразную форму). Поэтому в сильные морозы пуск двигателя проводится в следующей последовательности:

1. Включаем массу, прогреваем АКБ (включив на 20-30 сек ближний/дальний свет фар).
2. Переключатель ГБО находится в положении "бензин" – так мы его оставили с вечера.
3. Включаем зажигание, полностью вытягиваем подсос (положение подсоса у каждой машины свое), при необходимости подкачиваем вручную бензонасосом бензин до уровня – обязательно при включенном зажигании и кнопка переключателя вида топлива в положении "бензин", дабы был открыт бензиновый клапан.
4. Вместо того, чтобы качнуть 4-5 раз педалью газа – переключаем переключатель ГБО в положение "газ", после блокировки клапанов переводим обратно в положение "бензин". Небольшая порция газа попадает в редуктор и карбюратор соответственно.
5. Включаем стартер – машина с полоборота хватает на газу и дальше работает на бензине.
6. Радуемся беспроблемному пуску.
7. После прогрева двигателя до 40-50 градусов переходим на газ.

Это не панацея – может я и не прав, но реально эта процедура работает!

Решение принято – буду делать. За основу взят комплект газобаллонного оборудования Питерского завода "Компрессор"(194044 г.Санкт-Петербург, Б.Самсониевский пр. 64, тел. магазина 245-27-15). По материалам "газовой" конференции на www.auto.ru решено заменить редуктор на ГИГ (газовый инжектор Громыко). Привлекали восторженные характеристики пользователей по поводу динамических характеристик авто с установленным редуктором ГИГ. Могу сказать, что мои ожидания не обманулись. Динамика машинки великолепная! Пожалуй, что в некоторых режимах бежит лучше, чем на бензине.

Далее пошла продолжительная работа по установке. Все делал сам лично. Просто то, что я задумал, IMHO не будет делать ни один установочный центр, а если и будет, то за очень дополнительные $.

Перенос штатного глушителя.

1437597044 1437596785 glusitel - Установка гбо на ваз 2121

Штатный резонатор выкидывается или используется как источник труб. Купил резонатор от Москвича 2141 и два хомута для обжимки. При поиске резонатора стоит выбирать не польский, а нормальный заводской, продолговатый.

1437596807 12203230 - Установка гбо на ваз 2121

1437596862 12203235 - Установка гбо на ваз 2121

1437596894 12203224 - Установка гбо на ваз 2121

Обрезал кусок приемной трубы, так, чтобы одетый на обрезанный конец резонатор, подходил вплотную к опоре раздаточной коробки. Следует сказать, что данное место, в переделанной конструкции выхлопной системы, меньше всего меня устраивает из-за слишком плотной "упаковки" узла. Когда все это делалось, казалось, что взаимное расположение деталей не будет столь критичным. Но был выбран вариант переделки без применения сварки, только ножовка и хомуты. Передняя кромка глушителя, при встрясках машины, может касаться болта крепления опоры раздатки. Решение проблемы – ниже.

Обрезал трубу, подходящую к штатному глушителю так, чтобы был прямой участок максимальной длины. После подвески глушителя на место, отпилил наискосок конец трубы, выходящей из глушителя, так, чтобы рычаг продольной устойчивости не доходил до этой трубы. Конец глушителя подвешивается через штатную резинку на конец кронштейна крепления приемной трубы, который прикручивается к продольному лонжерону и к концу которого, прикручен кусок металлической полосы, загнутой немного кверху. Выхлоп получается перед задним правым колесом.

P.S. Сейчас я бы, при переносе глушителя, расположил бы его подальше к заднему мосту. Перенос назад позволит посвободней расположить резонатор и глушитель и увеличит дорожный просвет в межколесном промежутке. Можно расположить резонатор после опоры раздаточной коробки. Для этого можно использовать часть трубы, отпиленной от штатного резонатора, и вставить ее между приемной трубой и резонатором. Сварка не понадобится. отодвинуть глушитель от резонатора подальше к заднему мосту. Резонатор можно сдвинуть вперед от опоры раздаточной коробки. вставка используется так же из трубы, отпиленной от штатного резонатора.

Подвеска баллона под днище

1437596955 12203017 - Установка гбо на ваз 2121

У меня установлен баллон АГ-50 (50 литров) обыкновенный, "совковый". Его диаметр 300мм. Длина 815мм. По моим прикидкам, должен нормально встать и баллон 65 литров. Он только немного длинней – 1023мм. Основная проблема с расположением баллона под днищем – это размещение мультиклапана. Для удобства доступа к нему, желательно направить его назад, но в этом случае мешает задний свес кузова. Сдвиг баллона вперед ограничен "колдуном" задних тормозов.

Читайте также:  Как снять фару нива шевроле 2014

1437597143 12203215 - Установка гбо на ваз 2121

На двух Нивах, привезенных из-за границы, я видел, что мультиклапан направлен вперед и доступа к нему практически нет. Но владельцы говорят: "А зачем?". Но я с этим не согласен. Может импортные мультики и понадёжней. чем "совковые", но с точки зрения безопасности, IMHO обязательно должна быть возможность для быстрого перекрытия клапанов на заправочной и расходной магистрали.

1437597233 12203002 - Установка гбо на ваз 2121

Для гарантирования положительного результата, необходимо все тщательно промерить, нарисовать в натуральную величину на бумаге и убедиться, что все разместиться нормально. Питерский мультиклапан относительно не большой, но все равно все получилось впритык.

1437597293 12203301 - Установка гбо на ваз 2121

Баллон подвешен на двух натягиваемых лентах. Для того, чтобы концы натяжных болтов не выходили в багажник, выточены удлиненные гайки в "тело" которых втягиваются концы болтов. Сверху в багажник выходят только шестигранные шляпки этих гаек. Вся подвеска внутри багажника проходит через металлические полосы толщиной 4мм, уложенные на пол багажника в отштампованные выемки. Для надежности баллон дополнительно закреплен страховочной скобой из полосы толщиной 4мм.

Для доступа к мультиклапану сверху, в полу багажника сделан люк. "Болгаркой выреза дыра. Для более точного расположения сначала вырезана небольшая дыра, а затем после уточнения – полноразмерная. Размеры люка выбраны такими. чтобы с помощью временного разворота баллона мультиклапаном вверх, облегчить монтаж и профилактику мультиклапана. После монтажа, баллон поворачивается в "рабочее" положение, т.е. для Питерского мультиклапана – мультик должен быть на 30 градусов от горизонта. При этом он скрывается под пол. К кромке дыры обязательно надо прикрутить болтами рамку из уголка т.к. пол багажника тонкостенный и довольно хлипкий и кромку надо укрепить. Крышка самодельная из листа дюралюминия и приклеенными резиновыми полосами для уплотнения.

Внешнее заправочное устройство

Обычно установщики внешнее заправочное устройство прикручивают куда-нибудь к бамперу, но меня такой вариант не устраивал. Где-нибудь в лесу снес бы пеньком. Поэтому было принято решение сделать лючок в заднем правом крыле. За основу взята "шестерочная" крышечка бензобака. Вырезал дыру в крыле. Уголки надрезал. Заранее просверлил отверстия для будущих заклепок. Кромки загнул внутрь. Стоит надрезать по линии сгиба резаком краску до металла, чтобы при загибании она не потрескалась и не отслоилась от металла.

1437597348 12203402 - Установка гбо на ваз 2121

Из металла скроена коробка, которая приставлена изнутри и прикреплена к отбортовке заклепочником. К правой стороне коробки прикручена крышечка. Дырки, от "шестерочного" молдинга на крышечке, зашпаклеваны. Уголки отверстия в крыле закруглены шпаклевкой по форме крышки. Результат трудов покрыт сверху грунтовкой и краской из баллончика.

Прокладка расходной магистрали

1437597444 12203449 - Установка гбо на ваз 2121

1437597467 12203453 - Установка гбо на ваз 2121

Расходная магистраль (медная трубка 8мм в диаметре) проложена по днищу, рядом с тормозными трубками под те же скобки/ Магистраль выходит под капот, слева от двигателя, вместе с тормозными и бензиновыми трубкам. Дальше магистраль идет над двигателем. Проходит под расширительный бачек и подходит в газовому клапану, закрепленному рядом с коммутатором под его болт крепления. При этом, на всякий случай, оставлен запас, закрученный спиралью.

Установка газового клапана

1437597542 12203119 - Установка гбо на ваз 2121

Газовый клапан установлен рядом с коммутатором и закреплен под его болт крепления. На фото хорошо видна спираль из запаса расходной магистрали.

Подключение испарителя ГИГ

Испаритель газа в ГИГе представляет собой резиновый шланг с протекающим тосолом, внутри которого проходит медная (говорят, что лучше нержавеющая) трубка с жидким газом. На выходе испарителя получается газ в газообразной фазе. Сам испаритель размещен так, что обхватывает бачек омывателей лобового стекла и фар и возвращается назад к редуктору. Тосол взял от блока подогрева заслонок карбюратора. Штатный шланг от правого штуцера блока подогрева снят и подключен к выходу испарителя. А дополнительный шланг соединяет начало испарителя с освободившимся штуцером. Испаритель прогревается быстро и нагревается довольно прилично. Зимой посмотрим, как эта конструкция себя ведет.

Подключение редуктора ГИГ

Редуктор ГИГ довольно малогабаритный и особых проблем с его размещением нет. Следует только учесть, что он должен быть максимально близко к карбюратору и месту забора вакуума. Некоторые пользователи ГИГа говорят, что редуктор довольно громко гудит и ставят его на резиновый амортизатор. Я пока не заметил громких звуков и закрепил на свободную шпильку.

Забор вакуума производится из трубки вакуумного усилителя тормозов с помощью шланга максимально возможного диаметра через самодельный тройник. Следует к его выбору подойти ответственно. Всё ж тормоза.

Подключение электромагнитной форсунки ГИГ

1437597586 12203154 - Установка гбо на ваз 2121

В системе ГИГ газ можно подавать не до, а после карбюратора. Это благоприятно сказывается на некоторых эксплуатационных характеристиках, например, на способность запуска холодного двигателя на газе. В инструкции на ГИГ так же сказано, что необходимо, при наличии, отключить систему рециркуляции выхлопных газов. Учитывая эти условия, была выбрана схема подачи газа через трубку системы рециркуляции выхлопных газов, которая заходит прямо во впускной коллектор, под карбюратор. Такое решение выбрал и AlexB. Трубка перепилена с помощью обрезка ножовочного полотна в районе после первого поворота от карбюратора. Когда она отходит от блока цилиндров. Ненужный конец отогнут. По отзывам эта трубка может быть забита грязью из выхлопной трубы. К этой трубке и подключается электромагнитная форсунка, второй конец которой подключается к редуктору.

По опыту эксплуатации и после консультации с коллегами, было принято решение об переносе места подачи газа до заслонок. Но об этом позже.

Установка блока управления

Блок управления установлен справа от рулевой колонки. Для удобства крепления пришлось его перевернуть и прикрутить саморезами крышку коробки к панели приборов, а затем уже блок к крышке. При этом перепаяны провода на переключателях ГАЗ и БЕНЗИН, т.к. они становятся перевернутыми. Штатная ручка регулятора довольно длинная и легко вращается. А блок расположен рядом с ручкой "подсоса", поэтому легко сбить настройку. Поэтому резистор регулятора передвинут на скобке поглубже в коробку и одета другая ручка. Пучок проводов от блока управления проходит под "бородой" направо и выходит в подкапотное пространство под катушкой зажигания. Пучок проводов желательно проложить внутри ПХВ-трубок для дополнительной защиты.

Дополнительно организована работа экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) при работе на газе. Установлено дополнительное реле, катушка которого подключается параллельно электромагнитному клапану ЭПХХ на карбюраторе. Контакты реле замыкают цепь от катушки зажигания до блока управления. Если двигатель перейдет в режим принудительного холостого хода, то реле выключится и прекратит подавать импульсы от катушки зажигания к блоку управления. При этом форсунка "запрется" и не будет подавать газ в карбюратор. Это влияет на экономию газа.

Установка бензинового клапана

Бензиновый клапан желательно установить максимально близко к карбюратору для уменьшения объема бензина, вырабатываемого при переключении на газ. У меня клапан никак не закреплен и просто висит на шлангах.

Владельцы отечественного автомобиля Нива всё чаще идут на такой шаг, как переоборудование машины на газ. Работоспособность внедорожника, который в своё время преодолел Северный полюс, не только не пострадает, а наоборот, улучшится. Установка ГБО на ниву сбережёт ресурсы автомашины. Двигатель будет работать более мягко, снизится концентрация вредных выхлопов.

Читайте также:  Кальциевый аккумулятор напряжение заряженного аккумулятора

Чтобы добиться такого результата, нужно правильно подобрать оборудование и знать особенности его монтажа.

Выбор ГБО на Ниву

Модельный ряд внедорожника позволяет ставить ГБО на ниву с учётом особенностей топливной системы.

Разница между пройдёнными генерациями газового оборудования следующая:

  1. 1-е поколение морально устарело уже много лет назад, это простейший вариант, где подача газа в смеситель происходит с помощью открытия вакуумом впускного коллектора.
  2. Во 2-м поколении ГБО уже стоит электронный редуктор, подача газового горючего регулируется электромагнитным клапаном.
  3. 3-е поколение практически как 4-е, но имеет массу недостатков, что сказывается повышенном риске поломки газобаллонного оборудования.
  4. В 4-м поколении ГБО недостатки устранены, ГБО оснащено контролируемой системой подачи горючего с помощью электромагнитных форсунок. Установка газ на ниву с инжектором предполагает 4-генерацию ГБО.
  5. Пятое и шестое генерации со сложной системой ЭБУ оптимизируют расход топлива, но пока не нашли большого распространения на российских дорогах, дорогие в монтаже и обслуживании, обученных мастеров катастрофически мало. Монтаж такого ГБО на ниву 21214 возможен, но будет очень долго окупаться.

В новые модели с инжектором целесообразнее выбрать 4-е поколение. В этом Нива не отличается от других моделей ваза.

ReduktorNiva - Установка гбо на ваз 2121

На модификации с карбюратором и металлическим впускным коллектором ставят второе поколение.

Если двигатель карбюраторный, установка ГБО на ниву 2121 недорогого оборудования 2-го поколения быстро окупится. Устанавливать желательно ГБО итальянского или южнокорейского производства, которые, по отзывам, лучше всего себя ведут на таких машинах, как niva 2121.

Монтаж ГБО на карбюраторную Ниву

niva karb e1534868850900 - Установка гбо на ваз 2121

Начинать монтаж ГБО на ниву 2121 и 21213 следует с газового резервуара. Багажники у них одинаковые, вместимость не очень большая. Чтобы не уменьшать их объём, ёмкость для газового топлива крепят на днище.

Чтобы реализовать такую возможность, нужно перенести глушитель. Используют резонатор от М-2141. Если расположение глушителя не поменять, газовый бак под днище установить не получится.

Алгоритм установки ГБО:

  1. Горячей сваркой укорачивают «штаны» и делают крепежи для резонатора. Баллон крепят с помощью швеллера. Делают специальные отверстия для крепёжных болтов. Понадобится болгарка и дрель. При выполнении работ нужно внимательно следить за тем, чтобы труба глушителя не цепляла крепёжную конструкцию.
  2. Для этого устраивают амортизационный слой из резины либо другого диэлектрика. В целях защиты от атмосферного влияния все металлические соединения нужно промаслить, баллон покрасить.
  3. Когда подключают газовое оборудование на ниву, трубопровод прикручивают в имеющиеся крепежи тормозной системы, бензинового трубопровода, глушителя. Конструкция Нивы 4х4 позволяет это сделать без особых проблем.
  4. В салонное пространство газовую систему выводят сквозь готовое отверстие под рулем. Иногда делают выход через бардачок.
  5. Чтобы не было перегибов кабеля, используют дополнительную муфту.
  6. На панели выводится кнопка переключателя топлива. Индикатор-лампочка будет сигнализировать об уровне топлива.
  7. Редуктор нужно поставить вертикально.

Если нет знаний и опыта, своими руками настройку и подключение электронной части ГБО нива лучше не выполнять.

На заметку! У внедорожника имеется тягово-сцепное устройство — фаркоп. Для перехода на газ его придётся переделать или вообще убрать. Но тогда не будет смысла иметь такую машину, как Нива. Поэтому нужно рассмотреть варианты видоизменения фаркопа.

Особенности переоборудования Нивы с инжектором

nivapodkapot - Установка гбо на ваз 2121

При установке ГБО на ниву 21214 можно обратить внимание на Газовый Инжектор Громыко(GIG) от российского производителя для автомобилей с моновпрыском.

Оборудование от итальянских или польских производителей более дорогое.

Для инжекторной автомашины лучший выбор 4 поколение. Здесь имеются такие нюансы:

  1. Место для баллона в виде бублика можно определить в багажнике, убрав запаску. Цилиндровый ставят под днище. Плюс — не нужно трогать колесо запаски. Заправочный клапан газового резервуара должен располагаться около заливной горловины. В Ниву 4х4 пикап 2329 газовый резервуар поместится в грузовой отсек. На эту модель можно ставить и тяжёлое метановое оборудование.
  2. Обязательно переделывают глушитель и фаркоп. При переносе глушитель переваривается таким образом, чтобы он огибал газовый баллон. Части можно соединить муфтами. Фаркоп можно видоизменить старый или купить подходящую модификацию с завода.
  3. Рампу с газом устанавливают над коллектором.
  4. Необходима прокладка магистрали для подачи газовой смеси с редуктора и установка фильтра.
  5. Газовые магистрали привязывают к бензиновой.
  6. После установки редуктора делают подсоединения в штатную систему охлаждения авто.

На заметку! При переделке заводского глушителя нужно учитывать, что кустарная установка системы выхлопа является незаконной. Поэтому лучше приобрести готовый подходящий по форме вариант.

Газовое оборудование для автомашин, более современного исполнения, уже оснащено электронным блоком управления, которая оснащена программой, учитывающей даже дорожные условия и тип впрыска.

При настройке системы соотносят показатели работы ДВС на газовом горючем к показателям эксплуатации силовой установки на бензине. Настройка для ВАЗ 21310, 21213 и 21214 различаются. Отладку газовой системы делают только в условиях сервиса.

Преимущества и недостатки перевода Нивы на газ

Есть две стороны перевода авто на битопливную систему: положительная и отрицательная.

Главная причина, которая движет автовладельцами — это экономия на горючем.

Расход газа на ниве 21214 инжектор в два раза меньше в количественном выражении, чем бензин. Газ по стоимости значительно дешевле, почти в два раза. Поэтому зная ежемесячный пробег внедорожника, несложно вычислить экономию. К расходам следует приплюсовать стоимость ГБО, монтажа, переделки глушителя и фаркопа, расходы на регистрацию газовой системы, оплату проверок и обслуживания.

nivabalon - Установка гбо на ваз 2121

Получится, что переходить на газобаллонное оборудование NIVA-URBAN 1.7 выгодно, когда автомобиль почти не стоит в гараже (не менее 15 тыс. км в год). Если двигатель ест более 6,5 литров на 100 км, то стоит переводить. Во всех остальных случаях выгоду ГБО покажет не сразу.

  • экономия на расходах на горюче;
  • уменьшается износ ДВС, меньше затрат на ремонт (у газа октановое число выигрывает);
  • большой плюс — машина соответствует экологическим евростандартам (не метане ещё экологический, чем на пропан-бутановой смеси);
  • автомобиль будет идти по трассе мягче;
  • мотор работать станет значительно тише;
  • увеличивается межзаправочный пробег Нивы при полной заправке бензином и газом;
  • свечи зажигания служат дольше.

Скорость развивать машина будет не так быстро. По трассе при активной езде, можно продолжать ездить на бензине, а по городу переходить на газовое топливо. Не будет ощущаться снижение мощности.

Кроме того, минусы ГБО на Ниву следующие:

  • более сложно прогнозировать остаток топлива в баллоне;
  • в летний период возможен засор карбюратора;
  • нужна переделка глушителя и фаркопа.

На заметку! Повышенная нагрузка на ГБЦ приводит к прогару клапанов. Недостаток устраняется установкой вариатора уоз. Октан-корректор способен изменить угол на величины, соответствующие разным оборотам ДВС. Таким образом можно устранить провалы при нажатии на педаль акселератора.

Гидравлические компенсаторы снижают токсичность выхлопа и расход топлива.

Прежде чем принять решение о переоборудовании, нужно просчитать экономическую составляющую, учесть технические сложности, последствия для двигателя. Универсальное решение — поставить на Ниву качественное газовое оборудование, которое сэкономит топливо и улучшит работу ДВС.