Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки расположен на корпусе узла дроссельной заслонки. Служит для измерения степени открытия дроссельной заслонки.

throttle position sensor gm - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки GM.
Чувствительный элемент датчика положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр, ось которого жёстко связана с осью дроссельной заслонки. На питающие выводы потенциометра подается опорное напряжение +5V и "масса", а подвижный контакт датчика является сигнальным.

Выходной сигнал датчика положения дроссельной заслонки является одним из базовых для расчёта блоком управления двигателем необходимого количества топлива и оптимального угла опережения зажигания на определённых режимах работы двигателя. При пуске двигателя подача топлива рассчитывается по степени открытия дроссельной заслонки. Когда при работающем двигателе дроссельная заслонка закрыта, блок управления двигателем определяет это по сигналу, поступающему от датчика положения дроссельной заслонки и переходит в режим холостого хода, необходимая частота вращения двигателя при этом рассчитывается по температуре двигателя и скорости движения автомобиля. При резком открытии дроссельной заслонки, блок управления двигателем обеспечивает приготовление обогащённой топливо-воздушной смеси для достижения максимальной "приёмистости" двигателя. В случае, если при движении автомобиля дроссельная заслонка открыта выше определённого значения, блок управления двигателем переходит в режим обеспечения максимальной мощности двигателя путём приготовления обогащённой топливо-воздушной смеси.

spacer - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Проверка выходного сигнала датчика.

Для просмотра осциллограммы напряжения выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки, разъём осциллографического щупа должен быть подключен к любому из аналоговых входов №1-4 USB Autoscope II, чёрный зажим типа "крокодил" осциллографического щупа должен быть подсоединён к "массе" двигателя диагностируемого автомобиля, пробник щупа должен быть подсоединён параллельно сигнальному выводу датчика.

scheme tps gm - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки
Схема подключения к датчику положения дроссельной заслонки резистивного типа.
1 – точка подключения чёрного зажима типа "крокодил" осциллографического щупа;
2 – точка подключения пробника осциллографического щупа.

В окне программы "USB Осциллограф", необходимо выбрать подходящий режим отображения, в данном случае "Управление => Загрузить настройки пользователя => Potentiometer".

Проверка датчика проводится при включенном зажигании и остановленном двигателе. Осциллограмма напряжения выходного сигнала датчика должна быть записана. Для включения записи осциллограммы, в окне программы "USB Осциллограф", необходимо выбрать "Управление => Запись" после выбора режима "Potentiometer" и включения зажигания. После включения записи осциллограммы, необходимо очень плавно открыть дроссельную заслонку до её полного открытия, после чего так же плавно её закрыть. Далее, для остановки записи осциллограммы, в окне программы "USB Осциллограф", необходимо выбрать "Управление => Запись". После завершения записи, записанную осциллограмму можно детально изучить.

При закрытой дроссельной заслонке, значение напряжения выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки должно находится в диапазоне 0,25…0,65V. Как только дроссельная заслонка начинает плавно открываться, значение напряжения выходного сигнала датчика так же начинает плавно увеличиваться синхронно увеличению угла открытия дроссельной заслонки.

osc potentiometer ok - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки
Осциллограмма напряжения выходного сигнала исправного датчика положения дроссельной заслонки. Зажигание включено, двигатель остановлен, плавное открытие дроссельной заслонки.

Когда дроссельная заслонка открыта полностью, значение напряжения выходного сигнала датчика должно находится в диапазоне 3,9…4,7V.

spacer - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Типовые неисправности.

Подвижный контакт датчика положения дроссельной заслонки потенциометрического типа механически перемещается по резистивному слою датчика, из-за чего может наступить разрушение резистивного слоя датчика. Вследствие разрушения резистивного слоя, показания датчика перестают соответствовать фактическому положению дроссельной заслонки.

Характер проявления повреждения резистивного слоя датчика положения дроссельной заслонки зависит от того, при каком угле открытия дроссельной заслонки выходной сигнал датчика не соответствует фактическому углу открытия дроссельной заслонки. Если показания датчика нарушаются при закрытой дроссельной заслонке, то это приводит к нестабильности оборотов холостого хода – двигатель при отпускании педали акселератора может заглохнуть, либо напротив, обороты холостого хода могут быть сильно завышенными. Если же показания датчика нарушаются при каком либо другом положении дроссельной заслонки, это вызывает возникновение резких провалов его выходного сигнала при открытии / закрытии дроссельной заслонки.

Читайте также:  Ваз 2114 датчик вентилятора радиатора

osc potentiometer error1 - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки
Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного датчика положения дроссельной заслонки. Зажигание включено, двигатель остановлен, плавное открытие дроссельной заслонки.

Как только дроссельная заслонка оказывается в таком положении, при котором напряжение выходного сигнала датчика не соответствует фактическому положению дроссельной заслонки, возникают резкие рывки автомобиля.

osc potentiometer error2 - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки
Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного датчика положения дроссельной заслонки. Зажигание включено, двигатель остановлен, плавное открытие дроссельной заслонки.

В случае повреждения резистивного слоя датчика во всём диапазоне положений дроссельной заслонки, поведение автомобиля становится непредсказуемым.

В большинстве случаев, выходной сигнал датчика не соответствует фактическому углу открытия дроссельной заслонки при закрытом положении дроссельной заслонки, соответствующем режиму холостого хода.

Поддержка пользователей
приборов USB Autoscope:

Загрузить последнюю
версию программы

4.4.9.74 beta orange - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки 4.4.9.7 orange - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Последнее обновление сайта

21.05.2019

datchik drosselnoy zaslonki opt - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Назначение датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дросселя определяет угол положения заслонки дросселя и скорость его открытия. На основе этих данных ЭБУ формирует импульс, подающийся на форсунки. К примеру, при резком нажатии на педаль газа, благодаря показаниям ДПДЗ, ЭБУ увеличит длительность импульсов, идущих на форсунки, что обеспечит увеличенную подачу топлива, а также скорректирует угол зажигания.

Установлен он непосредственным на самом дроссельном узле и имеет жесткое соединение со штоком оси заслонки, что и позволяет датчику постоянно реагировать на изменение ее положения.

Виды и конструкция ДПДЗ

drosselnaya zaslonka opt - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Схема дроссельной заслонки с механическим приводом:
1) патрубок подвода охлаждающей жидкости;
2) патрубок системы вентиляции картера;
3) патрубок отвода охлаждающей жидкости;
4) датчик положения дроссельной заслонки;
5) регулятор холостого хода;
6) патрубок системы улавливания паров бензина;
7) дроссельная заслонка.

Существует два типа датчика ПДЗ, которые используются на авто:

  1. контактный (потенциометр);
  2. бесконтактный (магниторезистивный).

Первый используется всем автопроизводителями, а второй продается отдельно и используется как альтернатива контактному элементу.

Любой потенциометр состоит из двух основных составляющих – ползунка (подвижный элемент) и резистивных дорожек, относительно которых осуществляется перемещение. Эти два элемента постоянно контактируют между собой.

kontaktnyiy datchik opt - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Принцип работы такого датчика дроссельной заслонки очень прост. Ползунок имеет жесткое соединение с осью заслонки. При нажатии на акселератор, заслонка открывается, что приводит к проворачиванию оси, при этом перемещается и бегунок из-за чего изменяется длина резистивных дорожек которые задействованы в электрической цепи.

На этом датчике положения дросселя имеется три вывода для подключения проводки. Один из них – масса, а два других «плюсовые», но на один из них подводиться напряжение, а со второго снимается значение.

ustroystvo DPDZ opt - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Устройство и принцип работы

А работает все так: при полностью закрытой заслонке, бегунок находится в крайнем положении, что обеспечивает на выходе минимальное напряжение – 0,5-0,7 В, поскольку в цепи задействован лишь небольшой участок дорожек. При нажатии на акселератор, заслонка начинает открываться, а бегунок перемещается, увеличивая длину резистивных дорожек, задействованных в цепи, из-за чего повышается сопротивление и прямо пропорционально ему – напряжение на выходе.

При полностью открытой заслонке – сопротивление максимально и показатель напряжения – тоже (4 В и выше). На все эти изменения напряжения и реагирует электронный блок.

Магниторезистивные ДПДЗ по конструкции несколько отличаются. Принцип его работы основан на изменении напряжения от воздействия магнитного поля. У такого датчика ПДЗ тоже присутствует бегунок, но он не контактирует с другой составной частью, у него установлен постоянный магнит. Второй же элемент датчика – электронный, и чувствительный к изменению магнитного поля, которое создает бегунок. То есть, работа такого достаточно проста – ось заслонки при открывании смещает бегунок, из-за чего магнитное поле тоже перемещается, а на это реагирует электронный элемент.

Магниторезистивные датчики дросселя являются более совершенными и реже ломаются, но и стоят они дороже обычных потенциометрических ДПДЗ. Но поскольку вторые – более распространены, то и в дальнейшем их и будем рассматривать.

Читайте также:  Установка фаркопа на ваз 2110 своими руками

Выход из строя и признаки неисправности датчика ПДЗ

Видео: Проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Ресурс датчика дросселя точно не установлен, он может отработать и 60 тыс. км пробега, а может уже создавать проблемы и через 5 тыс. км.

Существует несколько признаков, сигнализирующих о возникновении проблем с работой ДПДЗ:

  • затрудненный пуск силовой установки;
  • остановка работы мотора на «нейтрали»;
  • увеличенные обороты холостого хода;
  • возникновение рывков при ускорении;
  • увеличение потребление бензина;

Помимо этих признаков, на многих авто бортовой компьютер начинает выдавать сигнал ошибки, указывающий на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.

Причиной всех этих явлений обычно становиться контактная пара – бегунок и дорожки. В некоторых случаях проблемы начинает создавать стертый резистивный слой дорожки в месте крайнего положения бегунка. В результате сопротивление на этом участке значительно возрастает, а вместе с ним и напряжение. И получается, что при закрытой заслонке на электронный блок поступает напряжение, значение которого соответствует полностью открытого дросселя.

Вторая причина выхода может возникать из-за контактных наконечников бегунка. При их повреждении они очень быстро начинают затирать резистивный слой дорожек.

Если возникает поломка в работе датчика ПДЗ электронный блок переходит на аварийную работу и для управления топливной системой перестает брать данные от этого датчика. В таком случае работа ЭБУ основывается на показаниях датчиков положения коленвала и массового расхода воздуха.

Проверка и замена

proverka DPDZ 2 opt - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Отметим, что большинство признаков неисправности датчика положения дроссельной заслонки присущи и другим датчикам. Поэтому необходимо знать как правильно выявить, действительно ли причиной нарушения работы силовой установки является именно датчик дросселя.

Конечно, если есть сканер, то это не составит проблем. Подключили его, установили код ошибки, расшифровали его и установили, что неисправен ДПДЗ. Но не всегда под рукой имеется такое устройство.

Произвести проверку датчика заслонки можно при помощи обычного мультиметра, установленного на измерение напряжения. Работы по диагностике датчика дроссельной заслонки – несложные и сделать их может даже новичок.

Видео: Как проверить дпдз, проверяем по мануалу

Для проверки необходимо подключить щуп прибора к «минусовому» выводу (обычно черного цвета) и «плюсовому», с которого снимаются показания. Чтобы его выявить необходимо включить зажигание и сделать замер. Если на дисплей выведется значение в 4-5 В, значит, щуп подключен к подающему выводу и следует его переустановить на другой.

Если датчик исправен, то после подключения щупа к необходимому выводу значение на дисплее должно снизиться до 0,5-0,7 В. Для дальнейшей проверки следует рукой плавно открыть дроссель. При этом напряжение на выводах должно возрастать, а при полностью открытой заслонке его значение должно установиться на уровне 4-5 В. После отпускания дросселя показания мультиметра должны снизиться.

Если эти условия замеров не соблюдаются, то ДПДЗ неисправен. Конструкция его неразборная, поэтому он ремонту не подлежит, а при его поломке он просто заменяется. Хотя все же некоторые пытаются произвести оценку состояния составных элементов, предварительно его разобрав.

Сделать диагностику можно аккуратно поддев и сняв верхнюю крышку, которая приклеена к корпусу. После этого получим доступ к пластине с резистивными дорожками, к которой припаяны выводы. Распаяв выводы, можно эту пластину извлечь и оценить состояние резистивного слоя дорожек и контактных наконечников бегунка. Но зачастую восстановить повреждения и затертости невозможно, поэтому и не стоит заморачиваться с разборкой этого элемента, а сразу приобрести новый для смены.

Для замены необходима только отвертка и новый датчик положения дросселя. Перед откручиваем двух болтов крепления следует отсоединить колодку с проводами, подходящими к нему. Затем выкручиваем крепежные элементы и извлекаем неисправный элемент, а на его место установить новый, проследив за тем, чтобы он плотно сел на шток оси. Фиксируем установленный датчик дросселя болтами и подсоединяем колодку.

dpdz - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) является одной из современных разработок, направленных на экономию топлива в автомобилях с электронным управлением впрыском воздушно-топливной смеси. Такой датчик устанавливается не только в иномарках, но и в отечественных машинах, начиная с 2000г выпуска. И все же, ДПДЗ – что это такое?

Читайте также:  Сигнализация с автозапуском мангуст инструкция брелок

Датчик положения дроссельной заслонки предназначен для точного дозирования топливной смеси, подаваемой в камеру сгорания ДВС. Он установлен в системе питания двигателя и позволяет оптимизировать расход топлива, ориентируясь на положение педали акселератора (кстати, интересная статья о том, как снизить расход топлива на автомобиле).

Виды ДПЗД и принцип их работы

princip raboty dpdz - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Датчики положения дроссельной заслонки выпускается в двух вариантах:

Пленочно-резистивные ДПЗД имеют резистивные дорожки контактного типа, а бесконтактные датчики работают на основе магнитно-резисторного эффекта. Стоят они дороже, чем более простые пленочно-резисторные модели, однако и срок службы у них больше.

Устанавливается датчик на оси дроссельной заслонки и в зависимости от положения педали “газа” изменяет выходное напряжение. Пока дроссельная заслонка закрыта, напряжение на выходе с ДПДЗ составляет не более 0,7 В. При нажатии на педаль ось дроссельной заслонки поворачивает ползунок датчика на определенный угол. Датчик реагирует на открытие заслонки изменением сопротивления на резистивных дорожках и, как следствие, повышением напряжения на выходе. Нажатая до отказа педаль акселератора сопровождается повышением выходного напряжения до 4 В.

Далее напряжение попадает на контроллер, который производит корректировку подачи топливной смеси. ДПЗД и контроллер быстро реагируют на изменение положения педали “газа”, точно дозируя поступающее топливо. Так достигается наиболее рациональный режим работы силового агрегата.

Типичные неисправности ДПДЗ и способы его проверки

neispravnosti dpdz - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Изучать устройство и принцип работы ДПДЗ автолюбители берутся только тогда, когда мотор автомобиля начинает “барахлить”. Однако не во всех бедах нужно винить датчик. Неисправность датчика положения дроссельной заслонки может сопровождаться следующими симптомами.

  1. Неустойчивая работа силового агрегата на холостых оборотах.
  2. Двигатель глохнет при резком сбросе оборотов с максимума до холостого хода.
  3. Двигатель не может достичь максимальной мощности.
  4. При движении автомобиля по ровной дороге с постоянным уровнем открытия дроссельной заслонки наблюдаются рывки.

Неисправная работа ДПДЗ обычно отражается в самодиагностике автомобиля. При этом загорается лампочка “Ошибка двигателя” (“Check engine”), и машина переходит на работу в аварийном режиме. Компьютерная диагностика часто указывает при этом на проблемы с датчиком. Однако перед тем, как заменить деталь, необходимо проверить всю цепочку системы питания двигателя. Также не помешает произвести чистку дроссельной заслонки и проверить работу датчика Холла.

Самым надежным способом проверки работоспособности ДПДЗ будет установка исправного прибора, взятого с другого автомобиля или на разборке.

Выбор датчика положения дроссельной заслонки для замены

zamena dpzd - Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки

Со временем ДПДЗ, как и любая деталь автомобиля, выходит из строя. При наличии подходящего инструмента демонтировать этот элемент не составит труда своими руками. Останется только установить новый датчик и снять ошибки при помощи компьютера.

Что касается выбора нового ДПДЗ, то автомобилист должен учитывать свои финансовые возможности. Отечественные датчики можно приобрести по цене 200-400 рублей, а срок их службы может ограничиться 20 тыс. км. Самые удачные детали отечественного производства способны прослужить 100 тыс. км и более. Достаточно качественную и надежную продукцию выпускают заводы:

  • “Группа Омега” г. Москва,
  • “Счетмаш” г. Курск,
  • “Автоэлектрика” г. Калуга.

Импортные аналоги оказываются значительно надежнее. Пробег в 200 тыс. км для них не является пределом. Но такие ДПДЗ обойдутся автолюбителю в 2-3 раза дороже.

Из зарубежных компаний наиболее популярна у автомобилистов продукция Pierburg.

Затягивать с заменой датчика положения дроссельной заслонки автолюбителю не стоит. Кроме повышенного расхода топлива автомобиль становится опасным на оживленных дорогах. В лучшем случае машина будет дергаться и слабо разгоняться. Гораздо хуже, если она заглохнет на городском перекрестке, создавая аварийную ситуацию.

Замена ДПДЗ своими руками на автомобилях ВАЗ

“>